Что такое
"Телефон доверия"
У каждого из нас бывают ситуации,
когда нам на душе тяжело, а разговора с подружкой, другом, мамой недостаточно
или более того, он нежелателен из-за того, что вопрос очень интимный и
деликатный. Как быть? Конечно, можно пойти привычным путем и замкнуться в себе,
но можно и просто поднять трубку и набрать номер "телефона доверия".
По своей сути "телефон
доверия" - служба, оказывающая экстренную психологическую помощь людям,
находящимся в кризисном состоянии. Один из главных принципов его работы -
безусловное внимание к позвонившему, чуткость и безоценочность. Часто звонящий
человек не в силах до конца уяснить, в чем суть проблемы, он видит только
верхушку айсберга, но не может разобраться в причинах. Специалисты, используя
методы ведения беседы, подводят абонента к тому, что он начинает размышлять о
причинах появления проблемы, начинает понимать, что может сделать именно он,
чтобы изменить ситуацию.
Психолог-консультант не выдает
готовых советов, не отвечает на вопрос "Что делать?", он создает
условия, в которых человек сам находит выход из сложившейся ситуации, обретает
уверенность и веру в себя, в свои возможности и способности управлять своей
судьбой. …
Телефон звонит коротко и негромко.
Консультант снимает трубку: "Телефон доверия. Я вас слушаю". И в
ответ тихий голос: "Мне нужно поговорить с вами…" Мы не видим друг
друга. Диалог по "телефону доверия"- это встреча двух людей, готовых
слушать и вслушиваться друг в друга. Телефон очень чувствительный инструмент.
Из-за преобладания в последнее время невербальных связей, мы в какой-то степени
потеряли чувствительность к разнообразным нюансам человеческого голоса. Тон или
тембр голоса, скорость речи, их тонкие изменения, последовательность или
продолжительность молчания, все это является частями голосового общения, в
которое наряду с мыслями и информацией входят чувства. Телефон точно передает
их так что, часто, даже не осознавая этого, мы воспринимаем гораздо больше, чем
выражает словесная информация.
На телефоне доверия работают те с
кем можно поговорить, и кто умеет слушать других.
Проблемы, с которыми обращаются
люди, отражают все конфликты современного общества и во всем мире практически
одни и те же. Эти проблемы не зависят ни от образования, ни от страны, ни от
климата, ни от материального или социального положения.
Первое - это отношения с друзьями,
близкими, коллегами, семейные отношения, проблемы в воспитании детей.
Второе - ощущение собственного
одиночества.
Бывают звонки личностные, когда
человек пытается разобраться в себе, найти свою цель в жизни…
Обращаются те, кто переживает потерю
близкого человека, подвергся физическому насилию, участвовал в боевых
действиях. Одни из самых сложных для консультанта звонков - это обращения
людей, задумавших самоубийство.
Есть обращения, связанные с
сексуальными проблемами. Много звонков от инвалидов и от пожилых людей. Часто
эти люди становятся нашими постоянными абонентами, потому что их круг общения
ограничен и телефон для них - это порой единственная связь с миром.
Телефон доверия старается быть
открытым для каждого. Благодаря телефону доверия каждый человек имеет
возможность:
|
·
Поговорить с консультантом и быть в полной
уверенности, что это останется в тайне;
|
|
·
Установить контакт с человеком, которому он (она)
сможет полностью довериться в беседе, будучи уверенным в полном внимании к
себе;
|
|
·
Быть принятым как личность в целом, со всеми своими
переживаниями, проблемами и желаниями;
|
|
·
Свободно выражать свои чувства и мысли, не
подвергаясь оценке и давлению, особенно идеологическому;
|
|
·
Получить помощь в том, чтобы отступить от
переживаемого и принять ответственность на себя;
|
|
·
Найти людей, которые могли бы, не прибегая к прямому
вмешательству, помочь ему выйти из изоляции и вернуться к нормальной жизни.
|
17 мая - Международный день детского
телефона доверия, который призван привлечь внимание широкой
общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной
ситуации и помощи им. Инициатива отмечать этот день в России принадлежит
Национальному фонду защиты детей от жестокого обращения, создавшего в 2007 году
Российскую ассоциацию детских телефонов доверия.
Детский телефон доверия в
России - зачастую единственный инструмент, к которому может прибегнуть ребенок,
чтобы рассказать о сложной ситуации, в которую он попал по вине взрослых,
считает уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
В
2010 году в рамках Общенациональной информационной кампании по
противодействию жестокому обращению с детьми Фондом поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, был создан единый общероссийский
телефон доверия для детей, подростков и их родителей под номером 8-800-2000-122.
Единый
телефон доверия в Республике Коми – (8212)29-99-99
При звонке на эти номера в
любом населенном пункте со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки
и их родители могут получить экстренную психологическую помощь.
Конфиденциальность и бесплатность - основные принципы работы детского телефона.Детский
телефон доверия – это бесплатная анонимная служба экстренной психологической
помощи детям и подросткам по телефону, играющая важную роль в выявлении и
профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения
с ними. |